Из мелкой сволочи вербую рать.Мне рифмы нужны; все готов сберечь яХоть весь словарь; что слог, то и солдат –Все годны в строй: у нас ведь не парад.
Ну, женские и мужеские слоги!Благословясь, попробуем: слушай!Равняйтеся, вытягивайте ногиИ по три в ряд в октаву заезжай!
А.С. Пушкин«Домик в Коломне»
В настоящем «слогаре» предпринята попытка фонетически и метрически систематизировать заключительные, ударные части слов – клаузулы. Звуковая организация их обуславливается акустической родственностью гласных букв в соответствии со своеобразной пентатоникой русского языка – а/я, э/е, и/ы, о/ё, у/ю. Метрическое подразделение определяют количественно-слоговые размеры, согласно которым образуются ряды конечных элементов слов.
Таким образом, равносложные клаузулы с родственными ударными гласными укладываются в соответствующие метрические ряды. Сокращенное обозначение фонометрических групп можно выразить формулами: а/я-1, о/ё-2, у/ю-3 и так далее, где буквы означают фонетическую ударную основу, а цифра – слоговой размер клаузул, именуемых мужским, женским или дактилическим слогом.
Классификация клаузул по акустическому признаку и размеру представляется наиболее рациональной в смысле познания элементарных принципов фонетической взаимосвязи созвучных компонентов слов. Настоящая система позволяет определенным образом ориентироваться в звуковом спектре словоизменения, визуально оценить фонетический потенциал и сравнить силы взаимного тяготения клаузул, проследить за акустическими связями ударных частей слова по их графике. Так как каждая клаузула выражает звуковую общность слов, имеющих одинаковое окончание, то взаимное зрительно-слуховое сопоставление таких гнезд активизирует воображение, вызывает дополнительный ассоциативный импульс, способствует направленному поиску простых, равносложных созвучий.
Разумеется, рамками никакого сборника невозможно объять весь лексический ресурс, всю безграничную флективную, просодическую и словообразовательную трансформацию слов русского языка. Настоящие грамматические ряды не претендуют на подобный рецептурный справочник. Однако даже такая далеко не полная «касса суффиксов и флексий» в своеобразной форме позволяет последовательно, обстоятельно осмыслить механику взаимодействия связующих «силовых линий», музыкальную природу рифмы. Фонометрический принцип утверждает закономерные последовательности звуковой гаммы языка и может представить интерес при рассмотрении различных вариантов.
Рассмотрение клаузул в двух измерениях привело к особой системе расположения грамматического материала. В данном случае его составляют исходные и некоторые косвенные формы частей речи русского языка.
Генрих Сергеев