Верховья Шижмы -
моя Отчизна

Сайт о творчестве Генриха Сергеева

Мотосани

После списания трехколесной мотоколяски серпуховского мотоциклетного завода марки С1Л, на которой я мыкался пять лет, удалось приобрести через собес «Москвича 407-Б» с ручным управлением. Из отслужившей свое колымаги решил соорудить легкий зимний экипаж для езды по поселку.

«Москвич», как любая колесница, хороша летом, когда не надо разгребать дорогу от гаража до проезжей части и прогревать двигатель горячей водой (разминка не для инвалида на костылях). К тому же «изобретать велосипед» влекла постоянная тяга к творчеству. Ведь делал же в детстве летом самокаты на деревянных колесах, зимой – ледянки на трех коньках для катанья по Касьяновской горе.

Почему бы не собрать каракатицу, которая и скользит и катится?

От мотоколяски использовал двухтактный двигатель объемом 123 куб. см мощностью аж три с половиной лошадиных силы, ресурс которого еще не был выработан. Такие движки ставились на ковровские мотоциклы первых выпусков. Пошли в дело карбюратор, звездочки, цепи, глушитель. Бензобак взял от кинодвижка.

Вместо аккумулятора поставил магнето от трактора, которое вилочным соединением вращалось от коленвала. Легкость заводки и надежность работы двигателя стали несравнимы с прежними.

На изготовление рамы пошли тонкостенные трубчатые стойки от кровати и передняя велосипедная вилка. Руль тоже от него.

Одну стойку распилил пополам для основания рамы, другая, соединительная стойка служила одновременно и спинкой сиденья, и дугой безопасности. В продолговатой прорези лыжи-корыта находился «плавающий» конек-киль, посредством которого осуществлялись маневры этого примитивного сооружения.

Но двигалась «каракатица» с такой же скоростью, какую имел трехколесный предок - до 40 км в час. На глубокий снег повозка не рассчитывались, а по торной тропинке, укатанной дороге можно было сделать выезд в баню, на заправку, в парк на лыжные соревнования.

Для съемок фильма «Железный Генрих» конструкцию поставил на две поворотные лыжи, изготовленные из алюминиевого уголка.

Сейчас конструкция находится в фондах Верхошижемского краеведческого музея.

Автор Г. И. Сергеев